Контакт

Телефон:

Адрес: Волгоградская область, Даниловский район, ст. Островская

Взгляд заинтересованного
Взгляд заинтересованного

В кулуарах районного конкурса "Учитель года"

Не останется незамеченным:

  • ·         Как конкурсанты одеты.

Аккуратны, элегантны, в туфельках, хотя было холодно.

  • ·         Как они говорят.

«Облаживать»  «красивЕе», а «задняя нога должна оставаться прямой» и т. д.

  • ·         Как они держатся.

Только позавидовать можно, когда учитель не теряя самообладания, чётко придерживаясь логики урока, выслушивая ответ ученика и реагируя на него, ещё и устраняет «неполадку» с техникой. Ни один мускул не дрогнул!

Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности

  • ·         Можно ли поставить цель научить основным броскам в волейболе за 40 минут? Если даже не придираться к формулировке. За один урок – это невыполнимая задача. Извините, броскам детей научил их родной учитель.
  • ·         А могу я сказать, что  хотела научить обучающихся сегодня на уроке решать задачи на моногибридное скрещивание, но, вы же видели, никто из них не захотел этим заниматься?...

Компетентность в области мотивации учебной деятельности

Доказать, что поэма Лермонтова «Мцыри» - романтическая поэма - интересная задача для литераторов. Но было ли это так же интересно ученикам 8-го класса? А ведь была возможность превратить задачу в проблемную, заострить, сделать злободневной.

Содержание и методы

Какие же они всё-таки жестокие, законы Хаммурапи: отрезать руку, выколоть глаза… А может не надо было выбирать такую тему для открытого урока в 5 классе? Тем более, что учитель не побеспокоился о деролинге для ученицы, игравшей роль обвиняемой и приговорённой к смерти.

Индифферентность

  • ·         Очень сложно в чужом классе налаживать отношения  с учащимися. Еще сложнее это сделать, если даже не пытаться. Я памятник себе самой! Я вещь в себе! Я погружена в свои очень интересные мысли и рассуждения. Я холодна, отстранена, надменна. Самый великолепно сконструированный урок теряет всякий смысл, если нет контакта с детьми. Таких примеров на конкурсе было несколько, а точнее, четверо учителей красовались собой, наслаждались своей игрой, забывая о присутствующих детях.
  • ·         Не путайте деловой стиль с надменностью. Добротный урок физики, исполненный в деловом стиле, с точки зрения умения устанавливать субъект-субъектные отношения, смотрелся великолепно. Спокойный, мягкий тон и бесконечная доброта,  уважение и внимание к ученику – вот что значит опыт и интеллигентность.
  • ·         Как ловко, гладко, слаженно прошёл урок. Однако, в голову пришла каверзная мысль, заменить учителя диктофоном, с записью сильного голоса, чётко объясняющего, что нужно делать в ходе урока. Никто бы подмены и не заметил.
  • ·         А если учитель публично обижает подростка? Простая реплика «здрасьте!» на неправильный ответ ученика. Я не хочу дальше смотреть этот урок, я не хочу его оценивать! Я думаю только о том, каково теперь ему, этому мальчишке. Другой пример, жёсткий взгляд, как удар хлыста и слова: «Я же сказала не трогать эти карточки». Тоже никто не заметил?...  Дети больше не пытались что-либо трогать на столе. Подобные уроки должны оцениваться очень низко. А у нас на конкурсе?...
  • ·         А вот у другого учителя, правда, уже в ходе мастер-класса, реплика «Кто разрешил брать ответы?», сказанная с нужной интонацией, с улыбкой в уголках глаз, вызвала только радостный смех коллег.

Компетентность в области организации учебной деятельности (ой, а нас посчитали…)

В критериях конкурса недвусмысленно заложена необходимость использовать деятельностный подход. Не имитация деятельности и групповой работы, а именно, преобладание самостоятельной работы на уроке. По настоящему деятельностных уроков на конкурсе было два, не считая урока физической культуры, который, по определению, не может быть недеятельностным. Однако, парадокс судейства – судьи принялись считать, сколько решили обучающиеся задач на, практически единственном, уроке, где дети все сорок минут самостоятельно решали примеры и задачи – устно и письменно, все вместе и каждый по отдельности. И, напротив, высоко оценили урок, который был бы великолепен, с единственной оговоркой – назвать его нужно было  лекцией. И тогда можно было бы не заметить мечтательно-тоскливый взгляд некоторых учеников.

Импровизация

Более всего ценится умение учителя находить решения в непредвиденных ситуациях, когда приходится отступать от намеченного сценария. Два раза в течение урока ученики предлагали образ девушки как романтическое проявление, учитель не «поднял брошенной перчатки», хотя и признал «девушку явлением природы». А ведь как можно было бы красиво выйти из ситуации! Вот тебе и мотивация, вот тебе и учёт возрастных интересов! Опыта не хватило.

А вот другая ситуация – в ходе мастер-класса одной из групп не хватило шариков для моделирования кристаллических решёток, и мастер предложил участникам «создать» модель, выстроившись в нужном порядке. Импровизация? Несомненно! Но, это ведь ещё и герменевтика – современное направление в педагогике! К сожалению, учитель этого не осознал. А как было бы красиво и современно!

Совсем приходится туго, если ученики много знают по теме урока, а учитель к этому не готов. Тогда приходится либо отмахиваться от ответов учеников, либо «не замечать» их. А они ещё и вопросы задают! Это на открытом уроке! Ах, они такие!

Реверансы

Хотелось сделать реверанс в сторону священнослужителя – назвали хозяйкой тела человека душу, а о духовности поговорить забыли. Хотели сделать реверанс в сторону науки – сказали, что человек произошёл от обезьяны. Как грубо. Долго же потом учителю биологии придётся разубеждать учеников в том, что человек произошёл от обезьяны. Чаще всего такие «вещи» на всю жизнь, как «рыба-кит». Сколько потом не тверди, что кит -  не рыба, для некоторых это неизбывно. Реверанс на обе стороны не получился.

А был ли плагиат?

Конкурсанты знали, что кому-то придёт в голову «выйти в Интернет» и проверить, откуда взяты темы. Но, тем не менее, некоторые даже названия не удосужились поменять. С этим надо что-то делать. Я понимаю, когда материал модифицирован, переработан. Тогда, что поделать?! Ведь идеи витают в воздухе! Но, если в наглую содрали и ссылку не сделали – это нельзя оставлять без последствий. Кого мы обманываем? Для кого мы - пример? Кого мы учим? Об этом нельзя забывать, даже в пылу соревнований.

А судьи что?

Молодцы организаторы конкурса! В этом году была возможность у членов жюри  пообщаться между собой, с конкурсантами; совсем ненадолго, но жюри оставляли одних. Но, кажется, нам нечего было сказать друг другу, все глубокомысленно отмалчивались. А мне что больше всех надо? А может быть, мы просто были не готовы к такому повороту событий, ведь в прошлый раз была гонка. Мы едва успевали расставить баллы, отдать свою карточку и перейти из одного кабинета в другой. Членам жюри тоже нужно учиться оценивать, «сверять часы», определяться со своей точкой зрения.

Организаторам

Хочется сказать большое спасибо за организацию, за оказанную помощь, за готовность на всё, что может помочь работе конкурсантов, членов жюри и группам поддержки. Понятно, что конкурс должен совершенствоваться.  А для этого нужен анализ, рефлексия, выводы. Должно быть место и время для анализа результатов конкурса членами жюри, конкурсантами, организаторами: как по отдельности, так и совместно. Речи в конце финальных выступлений – это не то. Это эмоции и пафос. А нужна работа. У всех должна быть возможность высказаться внутри конкурса, а не в его кулуарах.

Хотя, не без этого!

 

Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.